Витражи – подлинное украшение для любого здания. Выполненные с применением современных методик, они устанавливаются на окна, двери, в ниши. Используя данную технику, создаются эффектные стеновые панно и огромные интерьерные композиции. Всё это – тенденции нового времени, корни которых таятся глубоко в истории человечества.
Изготовление витражей – искусство древнее. Сказать наверняка когда они появились – довольно сложно. Историки так и не пришли к единому знаменателю. В эпоху их рассвета, витражи были храмовым искусством, которое украшало своды сооружений по всему миру. Именитые художники всего мира считали своей честью приложить руку к данному виду искусства. Постепенно, из церквей и соборов они переместились и в жилища. Стекло в целом было дорогим удовольствием, которое могли себе позволить только люди зажиточные. А витражи – тем более. Поэтому использовались они во дворцах и домах знати. В современном мире, позволить себе витраж в доме может практически каждый. Техники и стилистики их создания дают возможность подобрать идеальный вариант под любой стиль интерьера.
История появления витражей
Точной даты появления витражей назвать не может никто. Было бы наивно полагать, что применять в качестве остекления их начали вскоре после изобретения стекла. Во времена раннего христианства, для храмового остекления использовали тонкие прозрачные пластины камня – селенит и алебастр, из которых создавали орнаменты. А вот окна Святой Софии в Константинополе, были декорированы цветным стеклом уже при строительстве.
Присутствовали витражи и в древнем итальянском городе Помпеи, который в начале I века нашей эры погиб после извержения вулкана Везувий. Но и здесь описанные археологами данные разнятся. В одних работах утверждается, что в процессе раскопок были найдены фрагменты витражей, мозаика на полах и настенная живопись. Другие источники упоминают только о напольной мозаике. Остекление окон хоть и было редким в те времена, но в пользу первых говорят найденные артефакты в виде матового и непрозрачного стекла, принадлежность которого древним Помпеям удалось установить доподлинно.
Изготовление витражей в раннюю эпоху не имело ничего общего с современными техниками. Это были отдельные фрагменты стёкол, которые вставлялись в каменные или деревянные окошки. Разнообразием цветов они не могли похвастаться. А саму технику окрашивания стекла изобрели в IX веке, и с тех пор витражи стали больше напоминать современные образцы. Цвет стёклам придавали при помощи обжига, а чтобы создать фигуры, в том числе и людей, применялся свинец и чёрная краска.
До XII века витражи использовались довольно редко, но уже хорошо были описаны в литературе, как украшение соборов и храмов. Если говорить о наиболее ранних из сохранившихся изделий, то среди них стоит непременно упомянуть следующие:
- Витражи Аугсбургского собора в Германии, датированные XI веком;
- Витражи церкви Сен-Дени, расположенной недалеко от Парижа, созданные в средине XII века, сохранились частично.
Собор в Сен-Дени служил усыпальницей французских королей, а художественную школу при нём поддерживал Людовик VII. Он и был инициатором возведения самого храма. Витражи в его окнах повторяли библейские сюжеты и дополнялись мотивами готического стиля.
Рассвет витражного искусства во Франции пришёлся на XIII столетие. Центром развития стал город Шартр, где была основана большая школа, обучавшая мастеров росписи по стеклу. Доподлинно известно, что её учениками было создано более 200 витражей в готическом стиле.
В Россию серьёзное увлечение витражным искусством пришло после 1820 года. Своей школы и техники создания узоров из цветных стёкол в стране не было. А в Западной Европе она переживала возрождение после периода забвения. Изготовление витражей не мог предложить ни один из местных стекольных заводов. И когда в 40х годах XIX века было принято решение об установке на алтаре Исаакиевского собора витража с изображением Воскресения Христа, его заказали в знаменитой школе «Живописи на стекле» в Мюнхене.
Витражи Тиффани
Настоящую революцию в мире изготовления витражей произвёл Луис Комфорт Тиффани. Говоря сейчас об их создания в классическом стиле, современные специалисты имеют ввиду именно технику Тиффани. В конце XIX века, когда мастер начал работать со стеклом, он разработал новую технологию соединения разноцветных кусочков в единое полотно.
Свинцовые прутья, используемые на протяжении нескольких столетий, не только выглядели грубыми, но и являлись небезопасными для здоровья. Луис Комфорт использовал тончайшие медные полоски, которые приклеивал к стёклам с помощью пчелиного воска, а затем, соединял рисунок оловом. Это позволило ему создавать искусные работы из мельчайших кусочков. Изначально он использовал свои творения для создания абажуров, а позже начал делать и витражи. Его работы выставлены в самых известных музеях мира, в том числе нью-йоркском «Метрополитен». А способ создания витражей с использованием медной фольги, носит название «витражи Тиффани».