БЛОГ

Экскурс в историю. Техника изготовления витражей Тиффани

Изысканные витражи, которые сложены из маленьких кусочков разноцветного стекла в большие картины, просто завораживают. Впрочем, они не всегда были такими. Продолжительное время, с момента своего изобретения и до конца XIX века, соединения были довольно грубыми и даже не всегда безопасными для здоровья. Революцию в этом виде искусства произвёл американский дизайнер и художник Луис Комфорт Тиффани. Он изобрёл свою собственную технику, которая носит его имя. Изготовление витражей по этим канонам – наиболее распространённый в мире и самый дорогой способ производства. Поскольку работа эта чрезвычайно тонкая.

Свою творческую карьеру мастер начинал в качестве художника и уже будучи признанным мастером, он начал заниматься стекольным делом. Его привлекло именно витражное искусство. Однако, по мнению Тиффани, роспись красками по стеклу скрывала всю его красоту. Тем более, что качество самого стекла в то время оставляло желать лучшего. А значит, нужно было действовать самому.

Как появилось стекло Тиффани

Будучи живописцем, Луис Комфорт ценил не только цвет, но и его оттенки, а также игру света, которая создавалась, когда солнечные лучи проходили сквозь материал. При создании своих витражей он пробовал работать с различными производителями стекольной продукции, но всё было не то. Поэтому, заручившись поддержкой собственной семьи, Тиффани покупает стекольную фабрику. Там то и начались его эксперименты с материалом. И добившись результата, которого он хотел, мастер начал изготовление витражей уже из своего собственного стекла. Можно сколь угодно скептично относиться к этому факту его биографии, но о качестве производимой продукции говорит то, что в начале ХХ века, его завод был самым известным в мире. Там изготавливалось более 200 тонн стекла в 5 тысячах различных оттенках. Для витражей – это именно то, что надо.

Именно умение работать с оттенками выделяло произведения Тиффани на фоне остальных. Так, он создавал эффект воды, или листья деревьев в различных цветовых вариациях без необходимости расписывать стекло красками, чем в те времена грешили мастера. Для Тиффани главным был цвет и эффект преломления света, проходящего сквозь стекло. Поэтому, для своих произведений он очень тщательно подбирал стёкла для достижения необходимого эффекта. К примеру, если нужного ему оттенка было невозможно добиться непосредственно при изготовлении стекла, то он складывал друг на друга несколько стеклянных пластинок, пока результат не был идеальным.

По этой причине, витражи Тиффани часто сравнивают с картинами. В них также большое количество различных деталей, которые создают единый рисунок с переходом тонов или тенями. Работая в технике Модерн, мастер балансировал на грани современной реалистичной манеры и стилизации присущей витражам в средневековых соборах или замках.

Революция Тиффани

Но вовсе не в художественном стиле заключается революция Тиффани, которую он привнёс в витражное искусство. Чтобы получить нужное изображение, стёкла необходимо между собой соединить. И многие века это делали с помощью свинцовых прутьев. Выглядело это довольно грубо, поскольку тонкой работы достигнуть не удавалось. Изготовление витражей в технике Тиффани – это использование тонких медных полосок, которые он вырезал из металлического стекла. Фактически, мастер начал использовать медную фольгу, настолько тонкими были эти полоски. При помощи пчелиного воска, он сначала приклеивал их к стеклу, а затем – спаивал всё оловом. Это позволило соединять между собой даже самые мелкие кусочки стекла, которые требовались для создания полноты картины. Более того, такая техника сделала возможным создание объёмных элементов различных форм. Сам Льюис Комфорт делал таким образов абажуры для лам. Собственно, именно для их производства он всё и задумал, а витражи начал создавать таким способом – значительно позже.

Этот метод соединения стекла для витражей, мастера используют и до сих пор. Именно он считается классическим. А любая уважающая себя мастерская, сотрудничает с творцом, который умеет выполнять такую тонкую работу. Стоит учитывать, что изготовление витража таким способом – дело кропотливое. На него уходит много времени и сил, а потому – эта работа дешёвой быть не может.

Особенности стиля Тиффани

Зачастую можно услышать, когда говоря о технике Тиффани, неправильно упоминают стиль Тиффани. Это совершенно разные понятия. Если говорить именно о стиле, то в первую очередь, имеются ввиду лампы классических форм в ярком исполнении. Предпочтение в них отдаётся пейзажам, растительным орнаментам и природным элементам. Смотрятся они эффектно и натуралистично.

Относительно изготовления витражей, то под современным стилем Тиффани в этой отрасли искусства, подразумеваются большие картины из витражного стекла, которые создают единую и полную композицию. При этом, применение росписи поверх пластин не допустимо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *